Стремление к творчеству характерно для школы: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Кто не мечтает о творчестве? В нем человек видит свой идеал счастья: актриса силою своего таланта пробуждает совесть, заставляет тысячи людей рыдать и смеяться; художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; ученый и конструктор создают машину, самолет, корабль, которые им кажутся пределом мечты, науки и дизайна; учительпровидит в своих учениках Ломоносова, Ахматову или просто добрую, любящую, заботливую маму. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни минуты и часы, окрыленные вдохновением: это были моменты счастья. Творчество — это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Оно возвышает человека, обогащает его духовный мир, приближает к идеалу, к вечной мечте о прекрасном.
Творчество — это созидание, оно порождает новые материальные и духовные ценности. В нашей повседневности творчествомобычно называют, во-первых, деятельность в области искусств; во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых проектов и, в-третьих, — научное познание, так сказать, созидание разума. Элемент творчества может присутствовать в самыхразличных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книги (сопереживание героям, воображение — перваяступенька к творчеству), в выращивании растений и животных, в приготовлении блюд и сервировке стола, в шитье одежды и т. д. Впрочем, эти элементы творчества могут быть сведены, в конечном счете, к искусству, изобретению, науке.
Ребенок, ежеминутно открывающий для себя все новые тайны мира, окружающего его, обладает колоссальным творческим потенциалом: у него свободное воображение, не скованное правилами и запретами. Его творческое развитие балансирует на острие ножа между подлинными ценностями и мнимыми, между прекрасным и безобразным, между дерзанием и отрезвляющей силой разума, научного знания.
Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание — имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то и другое. Так, писатель пользуется обычными словами, усвоенными в детстве и употребленными разными людьми миллионы раз; его языковое творчество проявляется в наилучшем выборе слов, новых оттенков его значения в необычных сочетаниях, в создании образов, «переносных» смыслов.
Конструктор, проектируя машину, вводит в нее целые узлы, механизмы передач, агрегаты, которые до него использовались в других машинах; творческую же часть составляют новые решения, новое использование известных узлов и деталей, изобретение, а также технология изготовления и применение созданной машины.
Нам скажут: теперь машину конструирует компьютер, который «просчитывает» десятки возможных решений конструкторской задачи, выбирая лучшее. Но это не означает отказа от творчества, оно лишь переносится на ступень выше: теперь оно не в механическом пересчете данных, а в постановке задачи компьютеру, да и в создании такого компьютера, который способен решать предложенные ему задачи.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых!) не составляют творческого элемента.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Но не думайте, будто для творчества нужны лишь фантазия, выдумка, воображение. Для любого вида творчества необходимы богатые знания, прочные умения, высокая культура!
Музыкант годами отрабатывает навык владения инструментом, архитектор изучает зодчество разных народов и эпох, учится овладевать пространством. Исследователь должен развивать в себе умение видеть то, чего не видят другие, уметь в частном прозревать закономерность.
Главное в педагогике творчества — не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского creatio — творчество, сотворение).